«Психология и педагогика» — для студентов-инженеров

Психолого-педагогическая подготовка в технологическом университете ведется по двум направлениям: в рамках общепрофессиональной подготовки, т.е. цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) и на факультете дополнительного образования (ФДО) по дополнительным программам «Психология» и «Педагогика». Однако анализ учебных планов, практики преподавания психолого-педагогических дисциплин позволяет выявить недостатки обучения.

Жесткий лимит времени. Ситуация такова, что каждый вуз считает возможным вносить коррективы в объем часов, отводимых на изучение тех или иных дисциплин. При этом на изучение дисциплины «Психология и педагогика» на разных специальностях отводится разное время. В итоге меняется объем часов на проведение лекционных, практических и семинарских занятий, рекомендуются различие формы контроля результатов обучения, наблюдаются «скачки» часов, отводимых на самостоятельную работу студентов (СРС).
Большой временной разрыв между различными видами учебных занятий. После прослушивания лекции студенты встречаются на практическом и семинарском занятии только через две недели.
Отсутствие четкой логики, внутренней связи между различными дидактическими единицами содержания.
Фрагментарность, случайность, необоснованность отдельных тем, мешающих созданию единой целостной картины о предмете.
Дефицит профессиональной направленности, т.е. анализа психолого-педагогичес­ких производственных ситуаций, элементов инженерной психологии и педагогики.
Отсутствие дифференциации обучения, учета индивидуальных особенностей студентов.
А ведь многие студенты всерьез интересуются этой областью знания. Так, на вопрос «Как Вы считаете, с какой целью в инженерном вузе изучается дисциплина «Психология и педагогика?» 85% опрошенных ответили так: «Она направлена на изучение душевного состояния человека, воспитания его моральных качеств; помогает лучше разобраться в себе и пережить стрессовые ситуации. Психолог — это человек, способный помочь себе и другим решать проблемы, разобраться в своей жизни». И лишь 15% опрошенных дали ответ: «Для общего кругозора» либо воздержались от ответа.
Студент интересуется этой областью знания «сначала потому, что, изучая ее, познает самого себя, а потом начинает понимать, что знания о психологии человека он может использовать в своей будущей практической работе с людьми — учениками, коллегами, подчиненными и даже начальниками. Такой положительный фактор, как интерес студента к изучению психологии, конечно, нельзя не использовать в методике преподавания предмета...» [1, с.7].
Нами предпринята попытка усовершенствовать процесс обучения психолого-педагогическим предметам. Устранить отмеченные выше недостатки в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин в инженерном вузе позволит, на наш взгляд, следующее:
1. Рассматривая его с позиций идей непрерывности, многоуровневости и преемственности, нужно начинать психолого-педагогическую подготовку во время обучения по основной специальности и продолжать на ФДО для тех студентов, кто проявил интерес к этой области знания.
2. На этапе профессиональной подготовки студентов «технологизировать» процесс обучения, а именно разработать проблемно-модульную технологию обучения с элементами концентрации.
3. Учитывая, что психолого-педагогическая подготовка студентов в инженерном вузе ведется на двух уровнях, осуществить ее дифференциацию не только по объему вводимого содержания, но и на концептуальном уровне.
Психолого-педагогическую подготовку в рамках общего потока необходимо проводить с позиций культурологического подхода, одним из перспективных направлений реализации которого являются идеи В. С. Библера («Школа диалога культур»). Учебно-воспитательный процесс в рамках этой концепции строится на том, что жизнедеятельность человека в своей основе коммуникативна; личность «становится» не иначе, как в условиях диалога культур: «Культура, позволяет нам. как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, свое собственное бытие — из плоскости полотна, хаоса красок, ритмов стиха, философских начал, мгновений...» [2, с.288-290]. Такой подход к образованию создает предпосылки для приближения к «школе смысла» (В. П. Зинченко), в которой приобретаемое обучающимися знание является «живым», ибо в нем слиты значение и смысл [3].
Этот подход мы выбрали в силу того, что специфика психолого-педагогического знания как знания гуманитарного с методологической точки зрения заключается в его принципиальной диалогичности. Оно предполагает как рационально-логическое, так и эмоционально-образное постижение «глубинных смыслов» изучаемого (М. М. Бахтин) [4] посредством общения как практическо-духовного взаимодействия свободных, уникальных субъектов
(М. С. Каган) [5].
4. Программы проблемно-модульного обучения психолого-педагогическим дисциплинам нужно переструктурировать в логически обоснованную последовательность модулей (за модуль принять раздел программы), состоящих из подмодулей (подразделов программы).
5. Структурирование содержания подмодуля как укрупненной дидактической единицы осуществляется с учетом специфики познавательной деятельности при изучении психолого-педагогических дисциплин в рамках соответствующих направлений подготовки (общий поток и ФДО).
6. Проектирование содержания предметов психолого-педагогического цикла в виде укрупнения учебного материала на основе проблемных модулей требует соответствующей организации учебного процесса. Мы считаем, что наиболее предпочтительным является концентрированное обучение с низкой степенью концентрации. Именно такая форма организации предоставляет время для «созревания», благоприятно воздействуя на личность и способствуя формированию творческого мышления.

Отправить комментарий