ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И GEISTESWISSENSCHAFTLICHE PSYCHOLOGIE: ВЗГЛЯД ИЗ ЛЕЙПЦИГА

К концу XIX в. ясно обозначились три взгляда на место психологии в системе научного знания. Одни ученые полагали, что психология является естественной наукой, общей по своим методам с физикой, химией и биологией. Вторые рассматривали психологию как науку о духе (geisteswissenschaftliche Psychologie), противоположную наукам о природе и являющуюся основой для остальных гуманитарных наук 1. Третьи полагали, что «психология находится в пункте, где пересекаются наука о природе и наука о духе, где одна переходит в другую» [3. С. 30].
В этом небольшом scriptum мы рассмотрим то, как разрешается вопрос о соотношении физиологической психологии и geis-teswissenschaftliche Psychologie в рамках лейпцигской школы 2. Именно ее основатель, Вильгельм Максимилиан Вундт, традиционно считается автором первого проекта научной психологии. В изначальном варианте психология Вундта представляла собой естественную дисциплину (naturwis-senschaftliche Psychologie), родственную по своим методам с физиологией 3. Эта наука, получившая название физиологической психологии, начинается, по словам самого Вун-дта, «с физиологических процессов и пытается продемонстрировать, каким образом они влияют на сферу внутренних наблюдений» (курсив наш. — А. Ф.) (цит. по: [4. С. 97р. Новая наука должна была строиться на строгих экспериментальных основаниях, а потому с методологической точки зрения термин «физиологическая психология» равнозначен термину «экспериментальная психология». Со временем, однако, Вундт изменил свои взгляды. Начиная с 1875 г., когда его пригласили читать лекции по философии в Лейпциге, он все более сомневается в родстве физиологии и психологии. В рамках лейпцигской системы он стал рассматривать психологию как науку о духе, а именно как науку непосредственного опыта, включавшую в себя помимо физиологической (экспериментальной) психологии психологию народов (Volkerpsychlogie) [2]. Если изначально термин «физиологическая психология» указывал на наличие причинной связи между физиологическими и психическими процессами, то в лейпцигском варианте он означает лишь экспериментальный характер одного из отделов geisteswissenschaft-liche Psychologie. Что касается физиологической психологии как науки, исследующей взаимосвязи физиологических и психических феноменов, то она оказывается невозможной. Как отмечает Вундт, «существует только один способ объяснения причинной связи в психологии, и состоит он в выведении более сложных психических процессов из более простых» [Там же. C. 22]. Бессмысленно, полагает Вундт, решать «психологические проблемы путем выведения психических процессов из физических, как более первоначальных и причинно их обусловливающих» [1. С. 68]. Влияние состояний тела на психику есть не более чем несостоятельная метафизическая гипотеза. Таким образом, с точки зрения Вундта, в рамках психологии как науки о духе нет места для физиологической психологии как таковой.
Несколько иное видение этой проблемы предлагает нам Эдвард Уиллер Скрипчер, один из учеников В. Вундта 4. Скрипчер, следуя своему учителю, полагал, что психология представляет собой ментальную науку, отличную от физиологии мозга 5. Он, однако, утверждает, что определенные нейрофизиологические состояния соотносятся с определенными психическими состояниями. Иными словами, существуют два непересекающихся множества, между элементами которых есть взаимнооднозначное соответствие: элементу A физического множества соответствует элемент a ментального множества, элементу B — b и т. д. (рис. 1).
Как мы видим, ментальные события могут иметь ментальные последствия, а физические события — физические, но не может быть физического следствия у ментальной причины, а ментального — у физической. Эта концепция сходна с теорией психофизического параллелизма (Г. Лейбниц), в которой две независимые каузальные цепи (физическая и ментальная) находятся в извечной предустановленной Богом гармонии. Соответствие этих цепей делает возможным существование психофизики, области научного знания, которую Вундт не включил в предложенную им классификацию наук. Психофизика занимается изучением отношений между ментальными и физическими явлениями. Физиологическая психология, изучающая отношения между ментальными и телесными (физиологическими) явлениями, оказывается, таким образом, частью психофизики.
Как мы видим, Вундт, отождествив физиологическую психологию с экспериментальной, сохранил ее как часть geisteswissen-schaftliche Psychologie, но лишил прежнего содержания. Скрипчер, напротив, сохранив за физиологической психологией задачу изучения взаимосвязей между телом и психикой (однако, не каузального, а корреляционного типа), был вынужден исключить ее из психологии и включить в психофизику.
Отказавшись от физиологической психологии, одного из китов, на котором покоится научная психология, лейпцигская школа предопределила свою скорую гибель. Как отмечает Т. Лихи, «Вундт оказал удивительно малое влияние на следующее поколение психологов» [4. C. 107]. Например, Э. Тит-ченер, заявлявший о себе как о «преданном последователе Вундта и доподлинном переводчике его трудов» [6. С. 88], рассматривал психологию не как науку о духе, а как естественную дисциплину. Утверждая, что одна из задач психологии состоит в приведении психологических законов в связь с физиологической организацией, он писал: «... в душе нет ничего, что было бы совершенно отдельно от тела. <...> Психология не полна до тех пор, пока мы не привели результаты нашего анализа душевных процессов и элементов в связь со строением и отправлениями тела, обуславливающими эти процессы» [5. С. 12, 13].
Не желая, чтобы психология, в соответствии с проектом Огюста Конта, превратилась в трансцендентальную биологию (интеллектуальную и аффективную физиологию), сторонники geisteswissenschaftliche Psychologie исключили из нее тот отдел, который связывал ее с естественными науками. Но кто спасает потерпевшего кораблекрушение, забрав у него спасательный жилет?...

Отправить комментарий