СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1−2 ноября 2007 г. на базе факультета педагогики, психологии и начального образования Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского по инициативе кафедры психологии образования состоялась Международная научная конференция «Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы», посвященная 30-летию факультета и 100-летию Саратовского государственного университета.
Основная цель конференции — обсуждение задач и перспектив социальной психологии в образовании, научный обмен информацией о результатах теоретических и прикладных исследований по широкому кругу проблем социальной психологии, проводимых в области образования.
На научный форум съехались ведущие ученые, специалисты в области социальной психологии и педагогики из различных научных центров России и зарубежья, в том числе из Москвы, Самары, Ярославля, Кирова, Волгограда, Пензы, Ульяновска, Астаны, Актобе, Костяная и др. (всего заявлено более 300 участников). Заочное участие в конференции приняли 150 психологов из России, Казахстана, Украины, Молдовы и Беларуси.
В двухтомном сборнике материалов конференции (общим объемом 620 страниц) отражены результаты исследований в области социальной психологии образования в рамках междисциплинарного подхода (работы психологов, педагогов, социологов, организаторов образования и других специалистов). На страницах сборника обсуждаются новые подходы к теоретическим исследованиям, научные и практические разработки, вносящие существенный вклад в сферы деятельности педагогов и психологов образования. Существенным моментом является, на наш взгляд, то, что в работе конференции обеспечивается содержательная прямая и обратная преемственность от теоретической к практической психологии; фундаментальные исследования соседствуют с прикладными. Это позволяет сохранить связь между наукой и практикой, столь необходимую для адекватного решения задач современной системы образования.
Разнообразие направлений конференции обусловлено широтой проблематики социальной психологии образования. Это и психология субъекта в образовательном пространстве, реализация субъектно-личностного подхода в образовании, психологическое образование, социализация личности, социально-психологическая адаптация личности в разных условиях и уровнях образования, социальная психология девиаций в образовании, социальная психология межличностного познания в образовательном
процессе, самопрезентация личности педагога, социально-психологические проблемы профессионализации личности учителя, социально-психологические вопросы профессиональной подготовки психологов и педагогов и многие другие. Каждое из этих направлений представлено результатами исследований психологов России и стран ближнего зарубежья.
В рамках конференции заслушаны 8 пленарных докладов ведущих специалистов психологии образования, докторов наук, профессоров.
Пленарное заседание началось с выступления директора Педагогического института СГУ профессора Д. В. Прохорова. Он отметил значимость современных исследований в области психологии образования и необходимость самого тщательного анализа тех проблем, которые возникли относительно недавно и еще ожидаются в связи с вступлением в Болонский процесс. Образовательная практика нуждается в научном знании не только фундаментального характера, но и прикладного — знании, которое могло бы стать фактором психологического обеспечения образовательных процессов, достижения нового качества образования, — подчеркнул Д. В. Прохоров.
Р. М. Шамионов, представляя участников пленарного заседания, отметил, что длительное время на Саратовщине плодотворно занимались научно-педагогической и научно-организационной деятельностью крупные исследователи в области психологии образования, и представил присутствующих на заседании ветеранов — профессоров Л. П. Доблаева и В. И. Страхова, внесших существенный вклад в развитие науки в Саратовском университете.
В докладе А. А. Калюжного (Актобе, Казахстан) была затронута проблема развития личности будущего специалиста в условиях глобализации образования. Им представлены инновационные направления в области подготовки специалиста, выделены основные цели современного образования, увязывающие его с динамическими характеристиками личности. В частности, по мнению А. А. Калюжного, выпускник должен обладать рядом характеристик, в том числе гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, обладать коммуникабельностью, контактность, креативностью, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта и общей культуры.
Выступление профессора В. М. Миниярова (Самара, РФ) посвящено вопросам разработки новой парадигмы образования и технологического обеспечения инновационного образовательного процесса. Внимание слушателей привлекло изложение основных очертаний его оригинальной концепции психологического сопровождения образовательных учреждений.
Профессор А. В. Морозов (Москва, РФ) в своем выступлении поднял проблему профессиональной адаптации личности к педагогической деятельности. Она приобретает особую специфику применительно к такому субъекту, как преподаватель высшей школы. Автором определены противоречия и возможные пути снижения их снижения.
Доклад профессора А. В. Сухарева (Москва, РФ) посвящен анализу одного из наиболее ярких вопросов социальной психологии — социализации личности в этнокультурном пространстве. Детальному анализу подвергнут этнофункциональный аспект содержания образования.
В выступлении профессора А. Н. Тесленко (Астана, Казахстан) затронута проблема моды и молодежного стиля жизни в контексте социализации. Автор проанализировал динамику ценностных ориентаций молодежи и предпочитаемого стиля жизни за последние 10 лет, соотнес характеристики социализации в образовании и за ее пределами. Обратил внимание на двойственность современного массового сознания молодежи, основанной на ее социализации — традиционной и нетрадиционной, через насаждаемые стили жизни и ценности.
Проблема системности в социально-психологических исследованиях образования была поднята профессором Р. Х. Тугушевым (Саратов, РФ). В его выступлении, в частности, затронут вопрос о системных психологических характеристиках профессиональной успешности личности в научно-педагогической деятельности. По его мнению, эти характеристики необходимо рассматривать как частный случай функционирования подсистем психики в соответствии с разработанной им ранее системной моделью организации психики личности, включающей 15 подсистем.
Профессор Т. В. Черникова (Волгоград, РФ) отметила важность дифференциации подходов и учет специализации в преподавании гуманитарных дисциплин студентам различных специальностей. Особую значимость приобретает сегодня и учет социальной ситуации развития личности студента. Поэтому становится весьма актуальной и работа по психологической поддержке молодых людей в период переживания кризиса 20 лет. В выступлении Т. В. Черниковой были представлены очертания оригинальной концепции автора.
Завершил пленарное заседание профессор Р. М. Шамионов (Саратов, РФ). В своем выступлении он отметил, что проблематика социальной психологии образования в Саратове разрабатывается достаточно длительное время. Современная социальная психология в образовании способна не только ответить на ряд теоретических вопросов, но и выполнить запрос образования на разработку психологических технологий, внедрение которых будет способствовать оптимизации процесса социализации учащегося, достижению высоких уровней межсубъектного (субъект-объект-субъектного) взаимодействия
Применительно к системе образования все базовые предметные области социальной психологии приобретают свою специфику. Из этих областей исследований строится предметная база социальной психологии образования. Некоторые из них являются приоритетными для саратовских психологов. В частности, проблема общения была одной из центральных в исследованиях И. В. Страхова и группы его коллег. Она и сегодня остается весьма востребованной. Это, в частности, исследования А. А. Головановой, посвященные проблематике креативного общения в группе, специфике общения в неформальных группах А. Р. Тугушевой, характеристик общения И. Э. Стрелковой и ряд других. Под руководством И. В. Страхова в 60-х гг. развернулись исследования педагогического такта, ставшие, своего рода, предвестниками сегодняшних психологии личности учителя и психологии имиджа педагога.
© Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева

Отправить комментарий