СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Достаточно длительное время центральной в исследованиях профессора Л. П. Доблаева была проблема понимания и, в частности, понимания текста. Ряд работ ученого имеют прямое отношение к социальной психологии образования — проблема отношений личности, ценностных ориентаций и их формирования в школе и ряд других.
Несколько позднее были проведены исследования психологических характеристик спортивных молодежных команд, предпринятые В. И. Страховым и его учениками. Целый блок исследований саратовских психологов посвящен проблеме социального внимания в образовательных системах. Данный вид внимания широко обсуждался и изучался в последние десятилетия В. И. Страховым, разработавшим методологическое основы его изучения, и его коллегами. Выполнены исследования экспрессивности внимания школьников (Т. Г. Якушева), характеристик социального внимания в разных сферах профессионального образования (Э. Г. Григорян), массвнимания и коллективного внимания школьников (Л. Е. Тарасова и Н. С. Аринушкина), характеристик социального внимания в соотнесении с представлениями (Р. М. Шамионов), темпоральные характеристики при подготовке спортсменов (А. В. Милехин) и ряд других.
Проблема школьной адаптации разрабатывается М. В. Григорьевой, которой выдвинута системная концепция адаптации. Было показано, что различные подсистемы адаптации интегрированы в единое пространство при ведущей роли социально-психологической адаптации.
Ряд исследований охватывает различные характеристики личности. В частности, это работы Н. С. Аринушкиной, посвященные изучению соотношения социальной и персональной идентичности, работы А. Р. Тугушевой, в которых изучаются взаимосвязи социальных представлений и характеристик самоопределения учащейся молодежи, Е. Е. Бочаровой, предпринявшей исследование взаимосвязи субъективного благополучия и ценностных ориентаций учащихся и др.
Р. М. Шамионовым проведен ряд исследований, касающихся проблемы детерминант личности в процессе ее социализации; изучались характеристики первичной социализации личности, а также особенности профессиональной социализации педагогов и др.
В заключение пленарного заседания участникам конференции был предложен фильм, повествующий о жизни и творчестве выдающегося ученого, психолога, доктора психологических наук, профессора Ивана Владимировича Страхова, 100-летие со дня рождения которого саратовская научная общественность отмечала в истекшем году. Он стоял у истоков саратовской психологической школы. Всю жизнь посвятил развитию психологической науки. Иван Владимирович основал кафедру психологии в Педагогическом институте — одну из первых в провинциальных педагогических вузах Советского Союза.
После пленарного заседания работа конференции продолжена по 6 направлениям (секциям): «Социализация личности: этническая, политическая, профессиональная, экономическая», «Социальное внимание и самоопределение», «Представления и идентичность», «Совладание, адаптация, конфликт», «Проблемы социальной педагогической психологии и социальной педагогики», «Социально-психологические технологии в образовании», проведены открытые лекции профессоров А. Н. Тесленко, А. А. Калюжного, Р. Х. Тугушева, А. В. Сухарева и мастер-классы Е. А. Александровой (Саратов, РФ), Т. В. Черниковой (Волгоград, РФ), доцентов Н. В. Перешеиной, О. Г. Гилязовой (Киров, РФ), М. В. Лысогорской (Саратов, РФ), О. А. Касьяновой (Саратов, РФ) по различным вопросам психологии образования.
В работе секции «Социализация личности: этническая, политическая, профессиональная, экономическая» приняли участие психологи и педагоги, разрабатывающие широкий круг проблем, связанных с особенностями социализации представителей различных социальных, профессиональных, этнических групп. В выступлениях С. Г. Бугаева, Н. М. Голубевой, Л. В. Карпушиной были рассмотрены вопросы, относящиеся к формированию и динамике личностных ценностей школьников и студентов в ситуации быстроменяющихся социально-экономических условий.
В контексте социальной психологии образования Н. В. Аргуновой, С. В. Даниловым, А. В. Капцовым, Т. А. Молодиченко, В. А. Урываевым, Т. Ю. Фадеевой решаются проблемы интеллектуального, политического, профессионального развития личности. В. В. Абрамовым и А. А. Калюжным представлена оригинальная концепция развития бренди современного учителя. Анализу внешних условий социализации личности были посвящены выступления А. Б. Купренченко, А. В. Морозова, В. В. Головчанской.
На секции «Социальное внимание и самоопределение» были рассмотрены вопросы развития индивидуального и коллективного внимания, определены некоторые механизмы формирования массвнимания к различным общественным феноменам. Э. Г. Григорян раскрыл общие механизмы формирования социальной направленности аттенционных свойств. В свою очередь, в выступлениях Н. В. Грушке, Т. Е. Поляковой, Л. Е. Тарасовой, М. С. Тканевой было раскрыто содержание другого направления внимания — внимания к собственному внутреннему миру. Внимание к социальным явлениям явилось предметом анализа исследователей С. В. Беляничевой, О. В. Добронравовой, В. И. Страхова, М. К. Тажибаева. Н. Г. Зотова в своем выступлении раскрыла механизмы успешной профессионализации будущих педагогов, заключающиеся в процессе вырабатывания смыслов. Особенностям начального этапа профессионализации и описанию социально-психологического пространства личности будущего профессионала были посвящены выступления И. В. Зубковой, И. Б. Николаевой, И. А. Сонной.
В процессе работы секции «Представления и идентичность» были рассмотрены как общие и методологические вопросы изучения социальных представлений (Н. С. Аринушкина, Г. Н. Малю-ченко, А. П. Сдобнова), так и специфические проблемы представлений о различных социальных феноменах. Так, Ю. А. Анисимовой, М. В. Григорьевой, Т. П. Емельяновой, Н. М. Романовой изложен подробный анализ характеристик представлений, составляющих образ современной России. А. Р. Тугушевой рассмотрены представления молодежи о социальной успешности, Е. Ю. Рыбаковой, Д. А. Золотухиным, В. А. Лапшовым представления школьников о здоровье, Т. В. Бесковой — представления студентов о современном преподавателе высшей школы. В. А. Лапшовым, В. М. Смирновым, А. Л. Южаниновой затронуты проблемы целенаправленного изменения мировоззренческих представлений учащейся молодежи. В выступлении Г. Н. Шарковой раскрыта роль туризма в системе формирования личностной идентичности.
Секция «Совладание, адаптация, конфликт» была представлена многочисленными выступлениями, затрагивающими различные аспекты активного приспособления личности в современном динамичном мире. Результаты исследований критериев адаптации — субъективного благополучия, психологического здоровья, качества жизни — содержались в выступлениях Е. Е. Бочаровой, О. М. Гуменской, М. В. Лысогор-ской. Эмоциональные, когнитивные, социально-психологические аспекты адаптации детей, подростков и юношей к условиям воспитания и обучения были рассмотрены М. Н. Заостров-цевой, Е. В. Земсковой, И. А. Красильниковым, О. А. Сергеевой, Т. В. Хуторянской, Л. Ю. Фоминой, Т. В. Черняевой. Социально-психологическая адаптация в межличностном, этническом, профессиональном аспекте была раскрыта в выступлениях А. К. Акименко, Ю. Н. Долгова, Н. И. Кос, Ю. Ю. Логиновой, В. В. Мосиной, И. В. Рябченко, И. Э. Стрелковой, А. А. Головановой, С. В. Фроловой, А. П. Чулисовой. М. Ю. Михайлина, М. М. Орлова, Н. В. Перешеина обратились к актуальным и острым вопросам социально-психологической адаптации лиц алкогольно-зависимых, девиантных и с ограниченными возможностями.
Участники секции «Проблемы социальной педагогической психологии и социальной педагогики» затронули широкий круг проблем, раскрывающих психологическую и социальную специфику учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования. Характеристика внешних условий данного процесса была представлена в выступлениях Я. Л. Коломинского, М. В. Базикова, Л. М. Лучшевой, Н. А. Рябининой, М. А. Мазаловой, И. В. Штых, А. С. Коновой, О. А. Селивановой, Л. В. Фимушки-ной. Содержательные аспекты учебного процесса были раскрыты Е. А. Вертягиной, И. Р. Гайнут-диновой, С. Ю. Цикуновым, С. А. Гильмановым, В. В. Константиновым, Л. Л. Арабиной, С. С. Салим. Психологические проблемы мотивации учения, установок, ответственности, экологической культуры анализировали Е. Е. Морозова, А. А. Олейников, М. А. Павловн, О. С. Гришанова, О. Н. Шалдыбина.
На секции «Социально-психологические технологии в образовании» в качестве современных технологий были представлены формирование адекватного самоотношения подрастающего поколения (Е. Е. Бочарова, Н. С. Аринушкина, Е. М. Кобзева, М. М. Орлова), формирование коммуникативной и других компетенций представителей субъект-субъектных типов профессиональной деятельности (О. Г. Гилязова, А. С. Краснокутская, А. В. Морозов, М. А. Морозова), коррекция нежелательных поведенческих проявлений и негативных факторов (О. А. Касьянова, Л. В. Папшева), визуализация (Ю. Ю. Логинова, Е. В. Рягузова). Синергетическим аспектам самоорганизации учебных и профессиональных групп были посвящены выступления А. Б. Купрейченко, С. В. Петрушина.
Работа всех секций сопровождалась активным, заинтересованным обсуждением рассматриваемых проблем.
Участники пленарного и секционных заседаний отметили высокую социокультурную значимость разработки ряда приоритетных направлений в области социальной психологии в образовании. По результатам работы конференции приняты решения, имеющие важное значение для дальнейших научных разработок и обеспечения деятельности психологических служб системы образования.
1. Необходимо оптимизировать работы по методологическому обеспечению теоретических и прикладных исследований в области социальной психологии образования и разработать новые эмпирические методы и техники психологической поддержки субъектов образовательного процесса.
2. Важный элемент организации работы психологических служб в образовании составляет социально-психологическая поддержка субъектов образования в вузе. Конференция отмечает недостаточное решение вопроса о психологической службе вуза и необходимости обсуждения этого вопроса на конференции Федерации психологов образования России.
3. Необходимо шире освещать и обсуждать психологические технологии, разрабатываемые в социальной психологии образования. Редколлегии издания «Проблемы социальной психологии личности» (Саратов, отв. ред. Р. М. Шамионов) предложить ввести постоянную рубрику «Прикладные исследования социальная психология личности».
4. Особую значимость приобретают сегодня исследования влияния на личность различных групповых субъектов. Подлежит изучению и характер подверженности личности воздействию религиозных сект и профилактики деструктивного воздействия.
5. Требуется оптимизация научной разработки ряда «пограничных» с социальной психологией образования научных проблем, среди которых проблема психокоррекции и ресоциализации, социального внимания и др.
6. Необходимо введение магистерской программы «Социальная психология в образовании», подготовка по которой возможна в педвузах.

Отправить комментарий