«КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ» ЛАЗАРЯ КАГАНОВИЧА — Часть 2

Эмоции. — Страстное стремление, воодушевление, восторг. — На всю жизнь у меня с детства остались в памяти эти страшные дни — недели переделов участков земли и лугов, которые всегда кончались кровавыми драками. Я никогда не забывал и не забуду тяжкое зрелище, когда привезли с лугов нашего доброго соседа с разрезанным косой животом, с вывалившимися внутренностями. Я, естественно, тогда не очень разбирался в классовом содержании этого события, но я знал, что этот наш сосед был очень беден и что зарезал его богатый родственник бедняка, который вызвал у нас, детей, гнев и проклятия, а семья зарезанного вызвала большое сочувствие и детские слезы [Каганович 1997:

Сексуальное поведение, отношение к де­тям. — Интерес к продолжению рода, сильный интерес к детям. — Для меня ясно, что малообразованные мои родители, но от природы умные и честные, дали нам много положительного, отдавая детям все свои силы, в то время как рядом такие же бедняки жили самотеком, мало заботясь о себе, о детях, о чести семьи, — как сложилось, так, мол, пусть и идет, нам бы прожить кое-как, поесть и на боковую, а там, что выйдет из детей... Бог его знает. Наши родители не только рожали и кормили детей, но, как могли, и воспитывали их, формировали их, и если бы они к своему природному уму, трудолюбию, такту и энергии имели бы еще образование, то и они, да, вероятно, и дети их принесли бы больше пользы людям и всему обществу. То, что я говорю, относится не только к старому прошлому, но в известной мере и к современным родителям и детям [Каганович 1997:34]. — Надо, однако, сказать, что товарищи меня не «чурались», в том числе и чернобровые дев способность работника, его роль развиваются только в коллективе и благодаря коллективу, и поэтому в мемуарах употребление местоимения «я» ни в коей мере не должно оттеснить, затемнить главное: коллектив, массу, класс а также объективно-исторические условия борьбы и тому подобное, то есть все то, без чего личность не только не может развиваться, но и просто жить и существовать. Поэтому даже там, где приходится говорить о себе, я всегда подразумеваю себя как частицу коллектива — этого постоянного истинного творца всего сущего [Кага­нович 1997: 17]. — Таким образом, каждый из нас, вновь вступивших в партию, воспринимал партийную дисциплину не как внешне механическую, административную силу, а как глубоко сознательную, внутренне идейную дисциплину, что означает — добровольное подчинение своей индивидуальной свободы (тем более индивидуалистических выкрутасов) единой коллективной партийной свободе, помятуя, что «свобода есть осознанная необходимость» и что понимание этой необходимости есть решающее условие подлинной свободы всего коллектива и каждого в отдельности [Каганович 1997: 77].
Отношение к правде. — Высокое понятие о правде. — Я позволю себе подробнее осветить этот вопрос не потому конечно, что я, как один из авторов этого постановления и этой системы отчетности, «влюблен» в нее, а потому, что придавал и сейчас придаю ей, этой системе отчетности, важное и большое значение в партийном руководстве [Ка­ганович 1997: 270] — Борьба была острая и тяжелая. Некоторые из современных историков упрощают положение, легковесно оценивают прохождение дискуссии с точки зрения современного положения. [Каганович 1997:
243].
Уровень смелости. — Высокий уровень смелости. — Вообще мы, более смелые, защищали робких и слабых ребят от хулиганствующих. Мне, например, особенно запомнился один верзила, который был постарше нас и избивал ребят, добиваясь этим беспрекословного послушания. И вот однажды, когда он с обычным своим нахальством начал наступать на меня, я имевшейся у меня в руках лозинкой его хлестнул. Вначале он продолжал храбро наступать — царапина была небольшая. Но когда он увидел, что у него просочилась кровь, он начал реветь. И с тех пор перестал избивать детей, за что ребята благодарили меня, осмелившегося дать ему отпор [Каганович 1997: 46]. — Прибыв на этот участок боя, я участвовал в самоотверженном сражении наших
24
чага [Каганович 1997:74]. — Я тепло попрощался с моими товарищами, с моей женой Марией, которая, хотя и видала виды, как старый большевик, в данном случае была, конечно, расстроена таким финалом (арестом). Я ее, как мог, успокоил, мы попрощались, как любящие друг друга люди и как товарищи по борьбе [Каганович 1997: 121].
Контроль над окружающим миром. — Высокая степень владения собой, активное воздействие на окружающий мир, развитая способность разумно мыслить, живые эмоции. — Я видел и понимал, что лучшие люди рабочего класса под руководством существовавшей в тяжких условиях столыпинщины подпольной рабочей партии большевиков своей работой должны повернуть и поворачивают и этих отсталых людей на правильный путь [Кагано­вич 1997: 64]. — Кормили плохо, даже хуже, чем всех солдат; кипятку и того не хватало, а сахару и подавно, свечей или лампы у меня в «купе» не было, а естественный свет попадал в вагон, особенно в мой «мешок», очень скудный, так что если бы мне и давали книги, то читать их было бы невозможно. Хотя все это портило настроение, но я чувствовал себя бодро, а главное оптимистически — уверенно [Каганович 1997: 123].
Действительная ценность для общества в сравнении с видимой ценностью. — Ценен для общества, изменяет окружающий мир на благо себе и другим. — Я хорошо понимал, что вступаю в ряды партии, борющейся не на жизнь, а на смерть с сильным врагом, с опытным, старым эксплуататорским миром. Я реально ощутил колоссальную перемену в моей жизни, психологии, поведении. Прежде всего — это проявление большого чувства и сознания ответственности за себя, за свои понятия и действия, ответственность за весь тот великий коллектив — партию, в ряды которой был включен. Если до этого я уже понимал, что для освобождения пролетариата необходимо соединить рабочее движение с социализмом, экономическую борьбу с политической классовой борьбой в общенациональном и международном масштабе, то теперь мало было понимать. Члену партии необходимо действовать, а не только и просто проповедовать социализм... Вступив в партию, я со всей силой и остротой ощутил и осознал, что подпольная партия требует строжайшей конспирации — меньше слов, больше дела [Ка­ганович 1997: 76-77].
Этический уровень. — Считается с этическими нормами группы и совершенствует их, руководствуясь требованиями разума. — Но главное, что я всегда помню, это то, что
бойцов, особенно из рабочих этого же завода, в том числе латышей. [Каганович 1997: 219].
Речевое поведение: говорение и слушание. — Способен быстро, сильно, талантливо и полно изложить свои и понять чужие мысли и убеждения. — Поскольку в нашей деревне пошли слухи, что вот появился «грамотей» -сын Мошки Кагановича, к отцу обратились некоторые из села, чтобы я давал уроки их сыновьям по общеобразовательным предметам. Уговорились об оплате: за каждый урок по 1 рублю два раза в неделю. Вероятно, я был тогда самым молодым «учителем» в стране [Каганович 1997: 44]. — Люди слушали с исключительным вниманием. Я читал медленно, с расстановкой и, можно сказать, воодушевлённо... Я с большим удовлетворением вспоминаю это первое инициативное массовое мое действо, которое показало мне великую силу литературы и слова для воспитания людей. [Каганович 1997: 54-55].
Особенности передачи устных и письменных сообщений. — Передает сообщения, несущие энергетический потенциал для аудитории. — Я нашел аудиторию в лице благородных жителей нашего большого дома. Вокруг меня собирались жители из рабочих, служащих и даже интеллигенции. Задавали многочисленные вопросы на разные темы. Я охотно и ясно им отвечал, затем просто шла беседа. Я был и остаюсь благодарен жителям нашего и окружающего домов за теплое и товарищеское отношение ко мне и тем, кто меня окружает и ободряет. Жизнь хороша только в общении с людьми... [Каганович 1997: 13]. — Это было мое первое крещение — выступление перед массой; я тогда особенно почувствовал и понял великую силу слова — правильного слова [Каганович 1997: 66].
Уровень реальности. — Поиск различных точек зрения для расширения границ своей реальности, изменяет реальность. — Существует пословица: не единым хлебом жив человек. Это, конечно, высокоблагородная мысль, означающая, что, кроме хлеба, человеку нужна культура, духовная жизнь, идейно-политическое содержание жизни и т.д. Все это правильно, но когда «хлеб этот единый» имеется у человека [Каганович 1997: 61]. — Хотя у нас, большевиков, не было точных данных о положении, но мы своим чутьем и знанием силы нашей партии, Ленина и героизма питерских рабочих и солдат были уверены, что это лживая фабрикация, и соответственно реагировали в зале заседания [Каганович 1997: 154].
Способность справляться с ответственностью — Способен принимать и нести ответственность. — Не преувеличивая свои молодые силы рядового члена партии, скромно оценивая свои возможности. Я все же не принадлежал робкому и вялому десятку и со всей юной энергией и смелостью взялся за порученную мне райкомом работу [Каганович 1997: 78]. естественно, я принял это поручение как великую честь для себя и, кроме того, был доволен тем, что это дает мне возможность принять более органическое участие в работе Третьего съезда Советов, который, как я уже писал, сыграл большую роль в истории Советского государства и определил пути государственного и социалистического строительства. [Каганович 1997: 182].
Настойчивость в достижении цели. — Высокая творческая настойчивость в достижении цели. — Но, как всегда, необходимость и решимость мобилизуют силы, а я привык к напряженной работе [Каганович 1997: 14]. — Хотя мне было жаль, что я не могу вернуться в Белоруссию — Могилевщину и Гомельщину для завершения работы по укреплению Советской власти, но работа по организации Красной Армии захватило меня, и я отдал ей все свои силы и энергию [Каганович 1997: 187]. — Про себя, например, скажу, что я, привыкший к интенсивной работе, здесь работал и день и ночь — и по собственному увлечению и по необходимости [Каганович 1997: 189].
Буквальность в понимании сказанного. -Хорошее понимание высказываний, хорошее чувство юмора. — Я ему рассказал о проделанной работе в Могилеве и об имеющихся еще слабостях. Он очень интересовался, задавал вопросы. А затем, полушутя-полусерьезно, сказал: «От имени Верховного Главнокомандования благодарю вас за проделанную работу». Я тоже, полушутя и полувсерьез, поднялся, стал по-солдатски и сказал: «Рад служить партии и революции» [Каганович 1997: 161].
Метод обращения с людьми. — Приобретает поддержку благодаря своему творческому мышлению и жизненной энергии. — Я ответил, что мне бы не хотелось уезжать а настоящее время из Воронежа до полного завершения восстановления хозяйства и укрепления низовых органов Советской власти, но если ЦК считает необходимым послать меня в Туркестан, я приму это решение ЦК и отдам все свои силы и опыт для выполнения поручения ЦК и Правительства. (Признаюсь — у меня была личная серьезная причина к отказу от Туркестана -моя жена Мария Марковна болела туберкулезом, и туркестанский климат не был для нее благоприятным, но я даже постеснялся говорить в ЦК о личных причинах. Сама Мария одобрила то, что я не говорил об этом в ЦК, и выехала со мной [Каганович 1997: 231].
ное состояние усугубилось еще тем, что, к великому моему горю, в это время ушла из жизни моя жена Мария Марковна, мой боевой друг, член партии с 1909 года. С которым я прошел вместе 50 лет семейной и личной, и партийной жизни. Но такое мое состояние я преодолел, как большевик. Оно, прежде всего, было побеждено моей сознательной научной верой в Великую идею социализма и коммунизма. Эта идея выше, значительнее, могущественнее личных моментов и жизни, и борьба за осуществление этой идеи нужна и возможна в любых условиях. Жить по-прежнему, каким был до революции, пролетарием-большевиком. Таким и остался, и остаюсь. Я вернулся на круги своя [Каганович 1997: 13].
Биографическая справка. Каганович Лазарь Моисеевич, 22 ноября 1983 — 25 июля 1991 — советский государственный и партийный деятель, ближайший сподвижник Сталина. Родился в бедной еврейской семье в д. Кабаны Киевской губернии, был самоучкой, работал сапожником. Член РСДРП(б) — ВКП(б) — КПСС с 1911 года. В 1911—1915 — член Киевского комитета партии. В 1916 году — член Екатерино-славского комитета, руководитель большевистских организаций в Мелитополе и Юзовке. В 1917 году — член Саратовского комитета партии большевиков, член Саратовской военной большевистской организации и член исполкома Совета. Член Всероссийского бюро военных партийных организаций при ЦК РСДРП(б), избранного в июне 1917 года. Активный участник революции 1917 года — руководил установлением советской власти в Гомеле, где работал председателем Полесского комитета партии. В 1918 году — комиссар Всероссийской коллегии по организации Красной Армии. С июня 1918 года — председатель губисполкома в Нижнем Новгороде. В 1919 — председатель Воронежского губревкома, а затем губиспол-кома. С 1920 года — член Туркенстанского бюро ЦК РКП(б) и одновременно один из руководителей Реввоенсовета Туркестанского фронта, нарком РКИ Туркреспублики и председатель Ташкентского горсовета. С 1922 года заведующий организационно-инструкторским, а затем организационно-распорядительным отделом ЦК РКП(б). С 1924 по 1925 год — секретарь ЦК РКП(б). 1925 по 1928 год первый секретарь ЦК КП(б) Украины. Один из организаторов раскулачивания на Украине, ставшего одной из причин голода на Украине 19321933 гг., унесшего миллионы жизней. Отличался большой жестокостью, применяя репрессии не только к богатым и сопротивлявшимся крестьянам, но и членам их семей, и
26
Способность испытывать удовольствие в настоящем времени. — В полной мере испытывает удовольствие от существования. — Как ни бедна наша деревенская жизнь, она имела много своих прелестей, своей не прикрашенной, а настоящей жизненной романтики. Бедные люди, независимо от их национальности, особенно их дети, чувствуют, что без маленьких радостей, когда нет больших, жить невозможно, и они часто создают себе эти радости. Они умеют их находить в общении друг с другом и взаимопомощи, в окружающей их природе: на лугах, полях, речках, в цветах и наконец, в песне и плясках... Сколько, например, душевной радости, чистоты, поэзии и романтического наслаждения приносили и приносят летние ежевечерние песни и танцы на площадке или на широкой улице молодых «хлопцив и дивчат, колы мисяць починае выдавать свое свитло и починаеться и разго-таеться сливания, танцювания, и одын другого поривояться повэршити и пэрэмогты -аж дух пэрэхорлюе!» [Каганович 1997: 147].
Ценность как друга. — Очень хорошая. — В деревне жил и работал молодой талантливый крестьянин-музыкант. Он замечательно играл на скрипке, я с ним сдружился. Дружба наша выразилась не только в беседах, но и в том. Что я его обучал грамоте, а он меня обучал игре на скрипке. Хотя я душой воспринимаю музыку, но музыканта-скрипача из меня не получилось, зато элементарной грамоте я моего Семена научил [Каганович 1997: 51]. -Трудно даже перечислить, сколько друзей и товарищей приобрел я на фронте. Я сдружился, например, с тов. Тюленевым — командующим фронтом, этим славным ветераном Красной Армии еще с Гражданской войны. Хотя у нас иногда бывали споры по деловым вопросам, но это не помешало нашей дружбе и привязанности... [Каганович 1997: 477].
Любовь окружающих. — Многие любят. -Без ложной скромности скажу, что и могилевский большевики тепло, даже горячо проводили меня, внесшего свои лепту в победу, рост и расцвет нового Советского социалистического большевистского Могилева [Каганович 1997: 162].
Понимание окружающих. — Хороший уровень понимания. — Некоторые товарищи, члены комитета, возражали, уговаривая, что это рискованно, но я считал, что это первый бой и очень важно его выиграть. Велика, говорил я, сила большевистского правдивого слова. Товарищи в конце концов согласились на такое решение, и мы поехали [Каганович 1997: 148].
Потенциал выживания. — Отличный, значительная продолжительность жизни просто мирного населения. С 1928 по 1939 год — секретарь ЦК ВКП(б). Считается одним из организаторов политических репрессий сталинского времени. В 1930—1935 годах -первый секретарь Московского комитета ВКП(б). Известен организацией генеральной реконструкции Москвы в 1930-е годы. Кагано­вич был инициатором сноса множества московских памятников архитектуры, церквей. В частности, известна его фраза, когда решался вопрос о сносе Иверских ворот с часовней и церкви на углу Никольское улице (против этих разрушений решительно возражали А. В. Луначарский и многие архитекторы). Подводя итог обсуждению, Каганович безапелляционно сказал: «...моя эстетика требует, чтобы колонны демонстрантов шести районов Москвы одновременно вливались на Красную площадь». В 1933 году возглавлял сельскохозяйственный отдел ЦК ВКП(б). В 1934—1935 годах — председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). С 1935 по 1944 год — нарком путей сообщения СССР. Его имя в 1935—1955 носил Московский метрополитен, а затем, до 1957 года, станция «Охотный ряд», первый советский троллейбус имел в его честь марку «ЛК». С 1937 года — по совместительству нарком тяжелой промышленности, с 1939 года -нарком топливной промышленности, с 12 октября 1939 по 1940 — первый нарком нефтяной промышленности СССР. С августа 1938 года одновременно заместитель председателя Совнаркома СССР. В 1942 году — член Военного совета Северокавказского, а затем Закавказского фронтов. В 1942—1945 годах — член Государственного Комитета Обороны. В 19461947 годах — заместитель председателя Совета Министров СССР, а с марта 1946 года — одновременно министр промышленности строительных материалов. В 1947 году — первый секретарь и член политбюро ЦК КП(б) Украины. С декабря 1947 года — заместитель, а с марта 1953 года — первый заместитель председателя Совета Министров СССР, с 1952 года — член Президиума ЦК КПСС. С июля 1930 по 1952 года — член Политбюро. В 1955—1956 годах — председатель Государственного комитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы, а в 1956—1957 — министр промышленности строительных материалов СССР. В 1957 году объявлен членом «антипартийной группировки Молотова-Маленкова-Кагановича», снят со всех постов и отправлен на мелкие хозяйственные должности. В декабре 1961 года исключен из КПСС. Несмотря на многочисленные прошения, не восстановлен в партии, в отличие от Молотова. Умер 25 июля 1991 года в возрасте 97 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Как у многих партийных руководителей, имя Кагановича присваивалось территориальным объединениям и населенным пунктам, в частности, 1938 году, его именем был назван Кагановический район Павлодарской области, но, после 1957 года, когда он был смещен со всех должностей, район был переименован в Ермаковский. В честь Кагановича были названы и другие объекты. Каганович замечателен тем, что был одним из двух-трех евреев, продолжавших оставаться у власти во время правления Сталина. При сталинском антисемитизме это было возможно только благодаря полному отречению Кагановича от всех своих родных, друзей и приятелей. Известен, например, факт, что когда чекисты подняли перед Сталиным дело о брате Кагановича, Михаиле Моисеевиче, министре авиационной промышленности, и Сталин спросил Лазаря Кагановича, что он об этом думает, то Лазарь Каганович, прекрасно знавший, что готовится убийство, ответил, что это дело «следственных органов» и его не касается. Накануне неминуемого ареста Михаил Каганович застрелился.
© Базылев В. Н.

Отправить комментарий