Методологические принципы системного подхода

Идеи системного подхода, т.е. идеи анализа всех открытых самоорганизующихся и саморазвивающихся образований как систем, обсуждаются уже около полувека, начиная с работ Л. фон Берталанфи (11). В психологии предполагается, что системный подход является обязательным, поэтому исследователи почти всегда декларируют его использование. Предложено несколько критериев для выявления того, в какой степени соблюдается системный подход. Поскольку нас интересует моде лирование психики, рассмотрим основные точки зрения психологов.
Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б. Ф. Ломов (32, 33). В дальнейшем его идеи получили развитие в трудах его сторонников и последователей (6, 7, 47). С точки зрения Б. Ф. Ломова, системный анализ предполагает: 1) многомерность образования, 2) его многоуровневость и иерархичность, 3) многомерную классификацию его свойств, 4) признание его полидетерминированности и 5) изучение взятого образования в его развитии.
М. С. Роговик (49) выделил четыре принципа системного подхода:
1. Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, т.е. у нее есть качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей.
2. Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Этот принцип является главным для функционального подхода, т.е. системный подход включает в себя функциональный.
3. Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой. То есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход.
4. Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в системный подход.
В. А. Ганзен детально рассмотрел проблемы системных описаний и выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный (21). Таким образом, предложена идея полноты при реализации системного подхода в различных теориях. Описание системы, с точки зрения В. А. Ганзена, должно включать: 1) ее элементный состав, 2) структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами, 3) функции системы, ее подсистем и элементов, 4) интегральные свойства системы, 5) системообразующие факторы, 6) взаимосвязи со средой.
Казалось бы, идея системного подхода является вполне установившейся и общепринятой, а ее конкретизация в принципах анализа систем вполне определенна. Несмотря на это, В. П. Зин-ченко (24) и А. Раппопорт (48) высказывают скептическое мнение о реализации системного подхода в предлагаемых психологических теориях. Иными словами, методологическая определенность еще не столь велика, как хотелось бы.
Поэтому мы предлагаем свой вариант конкретизации принципов системного подхода в психологии. Обозначения принципов совпадают с общепринятыми, однако мы уточняем их содержание, а иногда и придаем свой смысл — в контексте моделирования психики с опорой на характеристики организма.
I. Принцип целостности системы. Система (или данный тип систем) имеет один или несколько фундаментальных атрибутов, отличающих ее от других систем. Если фундаментальных атрибутов, в частности функций, две или больше, то для выполнения каждой из них в процессе эволюции формируется своя специализированная подсистема. Атрибут системы — это ее принадлежность, необходимая для существования в диапазоне экологически нормативных параметров среды, внешней и внутренней, действительной и идеальной, а также для характеристики этой системы. При патологии одной из подсистем (или одного из атрибутов) система теряет свою целостность, и ее функционирование приобретает ауто- и гетеродеструктивный характер.
II. Принцип функциональной детерменированности системы и ее подсистем. Этот принцип в формулировке «единства строения и функции органа» закладывался еще основоположниками диалектико-материалистических принципов психологии (20, 50, 51). Функция системы (или подсистемы) является образующим ее фактором (системообразующим фактором — СОФ).
III. Принцип генетико-иерархической структурно-уровневой организации системы.
Генетический принцип известен со времен Аристотеля, а в XX веке был конкретизирован Л. С. Выготским (20) и С. Л. Рубинштейном (50, 51). С середины XX века, можно сказать, стало обязательным указание на необходимость изучать психику в развитии (23, 32, 33, 46). Но часто это указание оставалось только декларацией. Фило- и онтогенез психики, с одной стороны, и ее строение — с другой стороны, чаще всего изучались порознь (5, 16, 18, 21, 22, 31, 32, 33, 41, 43, 53).
Принцип структурно-уровневой организации также сформулирован давно (23, 32, 33, 47). Следование ему считается необходимым для любого современного исследования, как теоретического, так и эмпирического. Этот принцип предполагает, что любая относительно сложная система имеет несколько уровней организации, у каждого из которых — свое строение и механизмы.
Структурно-генетический принцип у нас назван генетико-иерархическим. Он сформулирован позже других. В соответствии с ним каждый качественный этап в филогенезе живой саморазвивающейся системы закрепляется в ее строении и представляет собой очередной уровень ее организации.
Все три аспекта принципа генетико-иерархической, структурно-уровневой организации объединяются через центральное (в буквальном смысле) понятие структуры. В целом этот принцип можно конкретизировать следующим образом. Уровни организации и генезис системы воплощены в ее структуре. При этом каждый уровень организации соответствует специфичному этапу ее развития — как в фило- , так и в онтогенезе. Каждый этап структурно оформлен и имеет свою организацию: состав, механизмы, законы.
IV. Принцип вертикальной регуляции генетико-иерархических уровней в системе имеет две составляющих.
а) исходные, более общие законы нижних уровней сохраняются на верхних уровнях с определенными ограничениями. Их сохранение не означает неизменности; накладываемые ограничения порождают частные варианты общих законов. Примерами этого являются знаменитые феномены Пиаже и уровни актуального перцептогенеза, выделенные Беккером;
б) верхние уровни в структурной организации влияют на функционирование нижних уровней. Как правило, осуществляется коррекция по механизму отрицательной обратной связи (положительные обратные связи бывают очень редко). В неврологии и психической деятельности тормозящее влияние вышележащих образований на нижележащие было открыто И. М. Сеченовым (52, 62). Затем оно было учтено в модели функциональной иерархической организации психомоторной деятельности А. Н. Бернштейном (9, 10) и было описано как важнейший принцип управления в кибернетике (19). Существенно, что в неявной форме соответствующее положение используется в культурологии и теории государства и права: культура и общественные институты рассматриваются как ограничитель степеней свободы для отдельного человека.
В рамках материалистической философской позиции следование принципу вертикальной регуляции предполагает учет в человеческой природе и биологического, и социального, и психического уровней; предполагает учет их функционирования и строения (14, 15, 56, 57, 58, 58).
Четыре конкретизированных здесь принципа имеют общий характер и применяются для анализа различных системных объектов и для оценки соответствия предлагаемых моделей системному подходу. В частности, они позволяют оценить полноту реализации системного подхода при разработке психологических концепций. На наш взгляд, общие принципы нужно дополнить рядом определений, существенных при разработке теории системного объекта. Исходя из всего изложенного выше, таких определений восемь.
1. Дефиниция системы в ее оптимальном варианте. Известно, что на начальных этапах распознавания системы не всегда возможно дать полное ее определение. Как правило, первые определения носят операциональный характер и даются только для обозначения явления так, как его понимает исследователь. Неизбежно эта дефиниция является дескриптивной, описывающей явление в первом приближении. Затем даются функциональные, компонентные и т. п. определения. И только на зрелых этапах познания возможна дефиниция в виде родо-видовой конструкции с учетом фундаментальных функций познаваемого.
2. Компонентами системы являются прежде всего составляющие ее элементы. Для нас это — психические образования, обладающие определенной степенью самостоятельности и поэтому выделяющиеся в системе как ее состав. Как считал В. А. Ганзен, именно состав воплощает субстанциальный аспект существующего (21).
3. Структура системы. Под ней мы понимаем подсистемы, каждая из которых обеспечивает какую-либо фундаментальную функцию и объединяет для этого ряд компонентов психики, появившихся в процессе эволюции.
4. Функции системы — это те отношения системы со средой (или подсистем с метасистемой), которые объясняют цель появления системы (или подсистем).
5. Свойства системы — те качественные признаки, по которым система выделяется из среды (или подсистема из метасистемы). Перечень свойств обычно называется феноменологией явления.
6. Системообразующие и системоформиру-ющие факторы. Системообразующие факторы, внешние по отношению к системе, детерминируют ее возникновение. Системоформирующие факторы суть те объектные свойства действо тельности (43), которые дают возможность системе (или подсистеме) сформироваться.
7. Интегративные (или интегрирующие) механизмы системы. Это те механизмы, которые объединяют отдельные блоки системы, согласовывают их функционирование и обеспечивают целостность всей конструкции.
8. Генезис и эволюция системы. В соответствии с третьим принципом структура системы воспроизводит этапы ее эволюции, в частности как биологической, так и постбиологической (культурной). Отсюда следует, что становится необходимым описание филонтогенеза системы и учет формирования ее структуры, в том числе и детерминант этого формирования.

Отправить комментарий