Современные модели строения психики

Неудивительно, что даже в такой, казалось бы, давно разрабатываемой проблеме, как строение психики, существуют серьезные разногласия.
Первая исторически известная схема строения психики принадлежит Аристотелю. Одновременно она является классификацией психических явлений — как познания, чувства, воли. Или, в современной терминологии, — как блок когнитивных образований (чувственное и рациональное познание, память и внимание), блок аффективных состояний (эмоции и чувства) и регуляторно-волевой блок, включающий (кроме воли) и движения.
Опустим множество умозрительно-философских вариантов этой схемы, появлявшихся последующие две с половиной тысячи лет.
Вторую схему в числе рассматриваемых нами предложил Л. М. Веккер (16, 17, 18). Эта схема буквально повторяла три тех же блока. Однако теоретические и эмпирические исследования привели Л. М. Веккера к тому, чтобы раскрывать организацию каждого блока в соответствии с генетико-иерархическим принципом -от первичных форм психических образований до их высших форм у человека. Такая иерархия предполагалась в блоке аффективных состояний и в блоке психомоторики, который по традиции еще назывался регуляторно-волевым. А блок когнитивных образов (процессов) получил строгое экспериментальное обоснование и наглядное отображение в виде «этажерки» — по выражению самого Л. М. Веккера. Сюда вошли сенсорные и перцептивным первичные образы, представления (вторичные образы) и мышление. Память, внимание и сознание Л. М. Век-кер отнес к числу «сквозных», интегративных (точнее было бы сказать — интегрирующих) психических образований, однако он не стал объединять их в дополнительный блок, как мы полагаем, соблюдая аристотелевскую традицию.
Б. Ф. Ломов (32, 33) также выделил в психике человека три подсистемы: когнитивную, регуляторную и коммуникативную. В соответствии с одним из заявленных им же принципов (изучать и строить систему надо «в развитии») когнитивная подсистема строится Б. Ф. Ломовым иерархически: как сенсорно-перцептивный уровень, уровень представлений и речемысли-тельный уровень. Регуляторная подсистема включает в себя все поведенческие проявления (видимо, психомоторные), а структура коммуникативной подсистемы не уточняется. При конкретизации двух последних подсистем об уровнях не говорится.
В. А. Ганзен (21) дал структурное описание психики в соответствии с предложенной им универсальной схемой анализа и компоновки — на основе пентабазиса исходных свойств. В качестве таковых взяты «пространство», «время», «энергия», «информация» и объединяющий их «субстрат». Используя соответствующие категории, В. А. Ганзен предложил элегантное, логически полное четырехсекторное структурное описание психики человека. Выделенные компоненты психики были объединены по «логической и семантической близости» в «перцепцию» (ощущения и восприятие), «мышление» (представление и речь), «аффект» (эмоции и чувства) и «волю» (мотив и действие). Эти объединения становятся компонентами системы посредством их интеграции таким образованием, как «сознание», объединяющим внимание и память. И дополнительным структурообразующим фактором является активность — пассивность.
В. Н. Панферов (43, 44), как уже было выше отмечено, разделил идеальные свойства человека на психические и психологические. Поэтому в его концепции и психических структур оказалось две. Первая — это структура психики в ее имплицитных, т.е. биологически детерминированных, свойствах. Сюда вошли гностические, аффективные и регуляторные образования классическая психологическая триада. А вот вторая структура описывает психологию человека. Здесь учитывается субъектность человека, конкретизированная еще Б. Г. Ананьевым в форме характеристики человека как субъекта деятельности в трех основных сферах: в познании, труде и общении. При этом различается взаимодействие человека с материальной средой, внешней и внутренней (окружающая среда и организм), и с идеальной средой, также внешней (общественные явления) и внутренней (собственная душа).
Таким образом, структура психологии человека оказывается пятичленной. Во-первых, выделяется блок деятельностно-психологических образований: человек как субъект труда взаимодействует с внешней материальной средой. Во-вторых, выделяется блок социально-психологических образований: человек как субъект общения взаимодействует с социальной средой, или с внешней идеальной средой. В-третьих, это блок психофизических образований: человек как субъект познания взаимодействует с внешней материальной средой. В-четвертых, блок психофизиологических образований: человек как субъект познания взаимодействует с внутренней средой собственного организма. И, в-пятых, — это центральный интегрирующий блок психорефлексивных образований: человек как субъект познания взаимодействует с внутренней идеальной средой. Для описания трансформации этих психических образований в процессе экстериоризации применяются категории общего, особенного (специального) и единичного.
В. В. Никандров (41), развивая концепцию В. А. Ганзена, постулировал три фактора, обеспечивающих эффективность взаимодействия организма со средой. Это интенсивность поведения, адекватность поведения и увеличение доли совместных действий в общей жизнедеятельности вида. Данные факторы, по мнению автора, предопределяют три фундаментальные функции психики: стимуляцию активности, психическое отражение и коммуникацию с себе подобными. Дополнение соответствующих категорий превращает пентабазис В. А. Ганзена в объемную модель психики.
А. С. Горбатенко (22), критикуя состояние психологической теории, подчеркнул неразработанность концепции строения психики и несогласованность даже основной терминологии в общей психологии. По мнению автора, учебный курс общей психологии должен строиться в соответствии с актуальной моделью психики, а логика курса общей психологии должна совпадать с логикой строения (и, добавим, развития) психики. А. С. Горбатенко предложил гипотезу генезиса психики с позиций системотехники и соответствующую трехблочную модель. В число процессов формирования психического образа, составляющих первый блок, включены внимание, ощущение, восприятие, эмоции, мышление и память. В качестве самостоятельного блока выделена целенаправленная психическая активность, формирующая все деятельностные образования. И в третий блок включены побудители психической активности, к которым отнесены потребности и мотивы.
В. Д. Валин (5) строит свою модель психики также из трех компонентов. Эндопсихика формирует психический продукт в виде эмоций, чувств и мотивов. Экзопсихика обеспечивает возникновение всех психических образов. Ме-зопсихика обслуживает моторику. Все три компонента психики имеют одну универсальную, фундаментальную функцию — отражение среды.
Все рассмотренные взгляды имеют свою логику — в соответствии с критериями и системообразующими основаниями, заявленными авторами. С нашей точки зрения, актуален вопрос о модели психики, которая была бы наиболее адекватной природным основаниям психики. Как представляется, здесь уместно использовать системный подход, позволяющий описывать и сопоставлять образования разного организационно-генетического уровня: орга-низмические, нервные, психические. И здесь уже встает вопрос о требованиях к системному подходу и о признаках его.

Отправить комментарий