Модель строения психики как проекция ее естественно-системных детерминант

В соответствии с изложенной проблемой и описанными принципами системного подхода предлагается следующая схема строения психики.
Сама психика появилась на эволюционном уровне эукариотов (одноклеточных простейших) с целью самосохранения этих организмов. Их главные объектные свойства — это гетеротрофное питание и спонтанная активность. При гетеротрофном питании органические вещества для восполнения затрат организма в соответствии со вторым законом термодинамики необходимо искать во внешней среде. Это становится возможным благодаря спонтанной активности. В биохимии известны даже протеины со спонтанной сократительной активностью. При активном движении необходимо отражать быстро меняющиеся свойства среды. Отсюда психика — одна из регуляторных систем (подсистем) организма, осуществляющая свои функции с помощью отражения свойств внешней и внутренней среды и трансформирующего взаимодействия с внешней средой5.
У носителей психики на фоне универсальной системообразующей функции всех самосохраняющихся систем появились три фундаментальные психические функции: репрезентативная, интерактивная и интегративная (или регуляторная). Все эти функции выражены уже у простейших (движение, внутренняя регуляция, чувствительность).
Далее три фундаментальные функции реализуются и эволюционируют в трех блоках психики — когнитивном (репрезентативная функция), психомоторном (интерактивная) и интегративной (регуляторная). Энергетическую стимуляцию психической деятельности осуществляет блок активационно-аффективных психических состояний.
Такое глобальное строение психики находит свое подтверждение в строении организма, а точнее — в его эмбриогенезе (12). Как известно со времен К. М. Бэра (13), первоначальная однослойная бластула формируется в двуслойную гаструлу, состоящую из эктодермы и эндодермы. Из внутреннего зародышевого лепестка (эндодермы) в дальнейшем формируются слизистые ткани, сосудистая, пищеварительная и другие системы внутренних органов — недаром в XIX веке эмбриологи называли этот слой вегетативным. Системы, являющиеся дериватами этого слоя, обеспечивают энергетическое восполнение организмических потерь (питание). Наружный зародышевый слой (эктодерма) в XIX веке носил название аномального, или «животного». Причина такого названия кроется в том, что далее он делится на два слоя — собственно эктодерму (архаичное название XIX века — кожный, или «сенсорный») и мезодерму (мускульный, или двигательный). Из мезодермы образуется опорно-двигательный аппарат (скелет и мышцы), а из эктодермы — покровные ткани и вся нервная система. Этап двуслойного строения гаструлы отражает «кишечнополостной» этап эволюции животного мира. В дальнейшем происходит процесс дифференциации каждой из трех подсистем организма на органы и более частные подсистемы, что отражено в биогенетическом законе: этапы филогенеза воспроизводятся в этапах эмбриогенеза. А все этапы филогенеза зафиксированы в дефинитивном строении зрелого организма. Тем самым реализуется принцип генетико-иерархической, структурно-уровневой организации системы.
Таким образом, в сопоставлении с общим генетико-иерархическим строением организма становится прозрачной и схема строения психики. Вегетативный слой обеспечивает энергетические потребности системы, а роль вегетативной нервной системы и внутренних потребностей организма в детерминации эмоций не вызывает сомнений. (Правда, у эмоций имеется двойная детерминация — детерминация внешней и внутренней средой. Тут проявляется роль «психической» энергии в обеспечении организма биологической, материальной энергией.) Дериваты мезодермы (опорно-двигательный аппарат) предназначены для взаимодействия со средой — трансформировать среду в разнообразных проявлениях. Осуществляется такое взаимодействие в психомоторных актах. Эктодерма, кроме покровных элементов, формирует нервную систему с целью отражения свойств среды6 и вторичной (дополнительной) регуляции отношений организма со средой. Можно указать и на такую амплификацию закономерностей эмбриогенеза, как теория Кречмера -Шелдона, которая в свете данного дискурса получает второе дыхание.
Неудивительно, что в концепции строения головного мозга А. Р. Лурии (56) также присутствуют три из четырех рассмотренных выше блоков строения психики, и мы подробно обосновали это в более ранних наших публикациях (8, 14, 15). В частности, А. Р. Лурия выделил блок регуляции тонуса и бодрствования, или активационно-аффективные психические состояния. Морфологические структуры, обеспечивающие регуляцию, имеют непосредственное отношение не только к активации, но и к эмоциональному тонусу индивидуума. Во-вторых, выделен блок приема, переработки и хранения информации, или когнитивный блок. В-третьих, выделен блок программирования и регуляции деятельности, или психомоторный блок. Морфологические корреляты интегративных (интегрирующих) механизмов не могут быть определены ввиду того, что их обеспечивает не просто ЦНС, но организм (система) в целом: как психика есть функция системы Организм -Среда, так и ее интегративные механизмы суть производные этой общей функции.
Но три луриевских блока поддерживают три фундаментальных функции психики (независимо от этапа эволюции вида). А как же с дробным членением внутри каждого блока психических образований?
В соответствии с принципом генетико-иерархической, структурно-уровневой организации психики когнитивный блок формируется из четырех уровней — сенсорного, перцептивного (двух уровней первичных образов), вторичных репрезентативных образов7 и мышления. Эта иерархия методологически построена и экспериментально проверена в работах Л. М. Веккера (18). Кроме того, данные сравнительной психологии (53) и нейропсихологии не оставляют сомнений в наличии самостоятельного этапа сенсорной психики, хотя некоторые исследователи и полагают ее вторичность по отношению к перцептивной психике (21, 41).
Эти четыре уровня когнитивного блока обеспечиваются работой первичных (проекционных) зон коры головного мозга, вторичных зон и ассоциативных (или третичных) полей париетальной доли. Мышление есть результат взаимодействия двух гемисфер больших полушарий головного мозга.
Морфологические корреляты психомоторных процессов также не вызывают сомнения. Уже Н. А. Бернштейн и А. Р. Лурия раскрыли иерархическое строение психомоторной и, шире, психической деятельности. Первый — как физиологию активности в организменных подсистемах, второй — как нейропсихологию в кортикальных структурах. Об иерархии проявлений активности мы уже говорили ранее (15). Она раскрывается в последовательности: движение (акт) — действие — поведение — социальная деятельность.
Иерархия активационно-эмоциональных образований еще требует подробной теоретической разработки и эмпирического обоснования. Однако вполне определенной основой здесь являются нейрофизиологическая теория темпераментальных свойств В. М. Небылицы-на (40) и теория дифференцированных эмоций и наши предварительные исследования, фундаментальный, первый уровень организации эмоций раскрывается тремя или четырьмя модальностями. В их числе удовольствие, страх, интерес и, возможно, гнев (или печаль). Перечень генетически детерминированных базовых эмоций, имеющих подкорковую локализацию, попытался обосновать К. Изард. В его концепции базовые эмоции в процессе онтогенеза дифференцируются и сочетаются. В результате формируются субъективные шкалы интенсивности. Например, базовая эмоция «удовольствия — счастья» трансформируется в шкалу с множеством градаций от удовлетворения до восторга. Предполагается, что дифференцированные эмоции человека обеспечиваются вертикально, хотя и эта гипотеза требует верификации. А дифференцированные эмоции, в свою очередь, определяют формирование устойчивых социальных чувств, объективной основой для которых являются социальные ценности.
Блок интегративных механизмов, обеспечивающий единство и целостность функционирования структурных блоков (когнитивного, психомоторного и аффективного), формируется из внимания, памяти, сознания и воли. Первые три компонента в концепции Л. М. Веккера были названы «сквозными», объединяющими процессами. По традиции Л. М. Веккер оставил волю в регуляторно-волевом блоке, но при этом в данном блоке он рассматривал только психомоторные процессы.
Подробное обоснование для предложенного состава блока интегративных механизмов будет сделано нами в последующих статьях. Причем излишне уточнять, что в настоящее время уже бессмысленно искать морфологическую локализацию не только для сознания и воли, но даже для внимания и памяти. И это доказано в фундаментальных работах по нейропсихологии (35, 36, 37, 38, 39, 56, 57, 58, 59).
В каждом блоке имеется «верхнее», самое молодое психическое образование, специфичное для Homo sapiens sapiens. Это мышление, чувства, сознание и воля, которые не имеют морфологических коррелятов, так как обеспечиваются функционированием организма в целом, а не только обеих гемисфер. То же можно сказать и о таком еще более интегративной психическом образовании, как речь, которая включает знаково-интеллектуальные, психомоторные и эмоциональные компоненты.
Таким образом, в предлагаемой концепции отображены, как нам представляется, универсалии строения организма, нервной системы и психики, что позволяет считать ее отвечающей принципам системного подхода.

Отправить комментарий