ЛИЧНОСТНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ — Часть 2

Выделяются такие формы проявления этичности, как: атрибутивная, субъективно-символическая, интеракционная. Первая фиксирует проявление культурных качеств, которые выступают основой для формирования общности (язык, этноним, историческая память, особенности материальной культуры, ритуалы, модели поведения, религия и др.). Вторая, субъективно-символическая, форма проявления этичности фиксирует ее как переживание индивидом своей принадлежности к определенной (референтной) группе. Третья, интеракцион-ная форма возникает в системе межгруппового взаимодействия различных этнокультурных групп. По мнению ряда социальных психологов в процессе развития этнической идентичности важную роль играет чувство неизменности и устойчивости этнических характеристик, или «этническая константность». Причем этнические константы утверждаются в поведении и сознании человека не ранее 12−13 лет, так как для осознания этнических различий необходимо действие не только механизмов социальной перцепции, но и механизмов социокультурной идентификации (Ачкасов В. А., 1999). На наш взгляд, этнические константы формируются именно в этот период, так как требуют наличия определенных индивидуально-психологических предпосылок, а именно сформированной смысловой системы выработанной индивидуальностью. Идентичность является одним из важнейших механизмов личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования системы личностных смыслов. Смыслопорождающая активность возникает как результат развития индивидуальности человека в процессе социализации и индивидуализации. Наличие позитивной или негативной идентификации является подтверждением этого тезиса. Негативная идентичность строится по схеме «я/мы не такие-то» и содержит неприятие или тотальное противопоставление «нас» — «им». Этот вектор развития идентичность приобретает вследствие не сформированной, на наш взгляд, субъектной предиспозиции, проявляющейся в отсутствии собственных ориентиров и критериев оценки социальной действительности. Так, негативную окраску, по мнению Э. Эриксона, идентичность приобретает у тех индивидов и социальных групп, которые усматривают во вновь возникающих формах социальной жизни не дополнительные возможности для личного существования и саморазвития, а препятствия, «обман» своих надежд и стремлений, что во многом зависит от уровня развития рефлексивных возможностей личности, ее индивидуально-психологических свойств, определяющих уровень развития целостной индивидуальности.
Особенности проявления этнической идентичности определяются, как известно, тремя базовыми психологическими потребностями личности: потребностью в безопасности и защите, потребностью в принадлежности к общности, к группе, потребностью в самобытности, уникальности своего «Я». Эти потребности вступают в явное противоречие. Но человек, удовлетворяя свои потребности в безопасности и принадлежности к общности, осознанно идентифицирует себя с этнической общностью и формирует чувство «мы». Поэтому В. Франки говорит о том, что «смысл сообщества держится на индивидуальности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества...», при этом «истинное сообщество... — это сообщество ответственных личностей» (цит. по 3).
Более того, подчеркивая процессуальный характер развития этнической идентичности, многие авторы указывают на тот факт, что особенности соотношения этнических «мы» и «они» не остается неизменным и определяется не только устойчивыми этническими «константами» — авто- и гетеро-стереотипами, но и реальными межэтническими связями, интеракциями, которые в любой момент времени, могут изменить вектор развития идентичности (негативный или позитивный). «Идентичность — это не данность, а отношение, постоянно формируемое и реформируемое в рамках определенного дискурса» (А. Нойманн). Такое понимание феномена идентичности позволяет изучать его не только с точки зрения структурно-функциональной парадигмы исследования, но и с точки зрения системно-процессуального подхода, открывающего возможность изучения взаимосвязи этнической идентичности (как разновидности групповой идентичности) и особенностей проявления личностной идентичности, присущей целостной, саморазвивающейся системе — индивидуальности человека.
Если рассматривать этническую идентичность как форму социальной идентичности личности, то в рамках символического интеракционизма возникает реальная возможность преодоления известного противопоставления этих форм идентичности. Согласно взглядам Р. Дженкинса, индивидуальная идентичность, воплощенная в самости, не существует в изоляции от социальных миров других людей. Самость конструируется социально — в процессе первичной и последующих социализаций и в постоянных процессах социальных интеракций, в которых индивиды определяют и переопределяют себя и других на протяжении всей своей жизни (Павленко В. Н).
Еще одним весомым доказательством наличия более сложных (нежели наличие антогонизма) механизмов взаимодействия между двумя видами идентичности является мнение Ж. Дешампа и Т. Девоса. Авторы считают, что дифференциация между группами вовсе не всегда означает наличие ин-группового подобия. Более того, акцент на внутригрупповом подобии вовсе не ведет к усилению межгрупповых отличий. Поэтому чем сильнее идентификация с группой, тем более значима межличностная дифференциация внутри групп, об этом свидетельствует и обнаруженный феномен «само-сверхконформности» (чем более индивид идентифицирует себя с группой, тем более у него выражена тенденция воспринимать себя отличным от других членов группы по степени выраженности соответствия ее нормам и стандартам).
Ценности создают идентичность одного человека или группы (Э. Дюркгейм, С. Московичи, П. Крица, Ш. Тейлор). Идентичность субъекта зависит от того, как он сам себя интерпретирует, что для него является ценностью. Современный социум многие аналитики определяют как постиндустриальное общество, как глобальное информационное общество. Анализируя мнения специалистов в области социогуманитарного знания, Чернов А. А. в своей монографии приводит мнения И. Масуды и Э. Тоффлера, уделяющих особое внимание трансформации человеческих ценностей в глобальном информационном обществе (9). Так, И. Масуда предполагает, что оно будет по сути бесклассовым и бесконфликтным, это будет общество согласия с небольшим правительством и государственным аппаратом. Он указывает на то, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время, так как усиливается интерес к проблеме выбора, самовыражения личности.
Э. Тоффлер предлагает собственную схему исторического процесса информационного общества. Постиндустриальному обществу, на его взгляд, присущи такие черты, как деконцентрация производства и населения, резкий рост информационного обмена, превалирование самоуправленческих политических систем, а также дальнейшая индивидуализация личности при сохранении солидарных отношений между людьми и сообществами.
Сегодня современный социум — это общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.
По нашему мнению, высокая выраженность этнической идентичности может быть связана как с высоким уровнем личностной идентичности, так и с низким, различия определяются особенностями внутренней структуры индивидуальности и могут либо способствовать сохранению на оптимальном уровне действия механизмов психологической компенсации и адаптации и формировать готовность к успешному саморазвитию личности в социокультурном пространстве, либо препятствовать этому процессу в условиях стремительно развивающегося современного социума.
Таким образом, процесс формирования личностной и этнической идентичности, как свидетельствуют данные приведенных исследований, связан с процессом адаптации личности к постоянно меняющейся социальной реальности и сам по себе является динамическим процессом, поскольку в ходе развития личности ее идентичность подвергается постоянной проверки, что ведет к возникновению кризисов личностного развития и выражается в активном осмыслении человеком своего места в мире, своих ценностей и мотивов, что под силу развитой индивидуальности, наделенной системой индивидуально выработанных смыслов и отношений к к самой себе и к социальной реальности в целом.
© Д. Т. Асланова

Отправить комментарий